Омский государственный технический университет  ·  Факультет гуманитарного образования  ·  Бакалавриат 030300.62 Психология
Главная Регистрация Вход
Приветствуем Вас, Гость
Меню сайта
Поиск по сайту
Категории раздела
Интервью [5]
Статьи [20]
Наши опросы
Что, по Вашему мнению, определяет психологический климат в коллективе (не более 2-3)
Всего ответов: 187
Ссылки
  • Сайт ОмГТУ
  • Мы на сайте ОмГТУ
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
     Статьи и публикации
    Главная » Статьи » Профессиональное сообщество » Статьи

    Как сделать свою учебную деятельность эффективной

    МАЦНЕВ Юрий Васильевич заведующий лабораторией профессиональной психодиагностики кафедры "Психология труда и организационная психология" ОмГТУ.

    Область научных интересов: профориентационное консультирование, адаптация студентов в ВУЗе, общие и профессиональные компетенции.

     

     

    КАК СДЕЛАТЬ СВОЮ УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭФФЕКТИВНОЙ

    Постановка целей Самая сложная задача в жизни – правильно сформулировать то, чего вы хотите достичь. До сих пор многие из вас, по крайней мере, в учебной деятельности, вместо «Я хочу» пользуются формулой «Я должен». Это означает, что вы руководствуетесь целями, которые поставлены вам извне: родителями, школьными педагогами, преподавателями вуза, товарищами по группе. Тогда спросите себя: а свою ли жизнь вы проживаете? Хотите ли вы, чтобы ваши силы и способности привели вас к жизненному успеху?

    Мы подготовили для вас небольшой обзор методик, которые помогут вам стать более уверенными в последний год вашей школьной жизни и в первый год жизни студенческой.

     

     

    Методы распределения дел во времени

    Ежедневно занимаясь множеством дел, всегда ли вы успеваете сделать необходимое? Являются ли для вас ощутимыми потери времени, когда многое из задуманного вы вынуждены откладывать, переносить, а иногда и вовсе отказываться от него? Если вас тревожит такая ситуация, попробуйте метод, который был изобретен 34-м президентом США Дуайтом Эйзенхауэром и назван в его честь «матрицей Эйзенхауэра».

    Чтобы пользоваться методикой, нарисуйте две пересекающиеся оси координат. На оси абсцисс отражается степень важности дела, его значимости для вас. На оси ординат отражается степень срочности дела, насколько неотложным оно является. В рамках этих координат мы будем классифицировать дела по важности и срочности.

    • Область выше оси абсцисс предназначена для размещения срочных дел;
    • Ниже оси абсцисс разместите все не срочные дела;
    • Слева от оси ординат расположим все не важные дела;
    • Справа от оси ординат расположим все важные дела.

    Таким образом, все дела по срочности и важности сгруппируются в четырех квадрантах.

    В правом верхнем квадранте будут важные и срочные дела, выполнение которых является безотлагательным и критичным по последствиям в случае их невыполнения. Примеры срочных и важных дел: посещение стоматолога в случае резкой зубной боли, ликвидация последствий вирусной атаки на ваш компьютер накануне экзамена, получение пяти зачетов в последний день зачетной недели.

    Не важные, но срочные дела – это левый верхний квадрант матрицы. Сюда можно относить незапланированные, внезапно появившиеся дела, которые нужно выполнить срочно, но которые при этом не являются особо важными по влиянию на вашу жизнь. Например, преподаватель просит помочь перенести наглядные пособия в другой кабинет. Или по дороге в школу вашу одежду обрызгал автомобиль. Или вы вдруг вспомнили, что вечером отмечает день рождения ваш знакомый, а у вас нет денег на подарок.

    Правый нижний квадрант матрицы – это важные, но не срочные дела. Сюда относятся все задачи, которые для вас жизненно важны, но при этом не требуют безотлагательного выполнения. Вы всегда можете поменять текущие планы ради сохранения планов перспективных. Примеры таких дел: поиск работы, благоустройство жилья, написание курсового проекта, задачи саморазвития.

    Последний, левый нижний квадрант содержит дела, от выполнения которых вообще ничего не зависит, и которые зачастую человеку вообще не нужны. Их объединяют одним общим термином – «пожиратели времени». Навигация в Сети, болтовня с подругой по телефону, просмотр случайных телепередач и т.д.

    Пример матрицы Эйзенхауэра
    Учимся пользоваться матрицей

    1. Вспомните все, даже самые мелкие дела и занятия, на которые вы потратили время вчера. Составьте их список и разместите по квадрантам матрицы Эйзенхауэра. После этого проанализируйте, что у вас получилось.

    2. Будьте внимательны с критериями срочности-важности. Иногда не важное и не срочное дело, (например, телефонная болтовня с приятелем), может быть истолковано вами как срочное и важное, если он консультирует вас накануне экзамена. Или регулярное общение с приятелями в клубе из разряда не важных и не срочных дел перетекает в важные, но не срочные, так как установление и поддержание качественных социальных контактов – дело жизненно значимое.

    3. В идеале все квадранты, кроме нижнего правого, должны быть максимально свободны. Способ очистить верхний правый квадрант очень простой: защита и профилактика здоровья, оборудования, компьютера и программ, своевременность выполнения учебного плана, сохранение отношений с близкими людьми и т.д. Таким образом, все работы по защите и профилактике относятся к важным, но не срочным делам.

    4. Никогда не используйте дела из левого нижнего квадранта в качестве отдыха между выполнениями задач верхней части матрицы. Вы не получите полноценного отдыха, а лишь впустую потратите время.

    Системная работа с информацией

    Используйте телефон, ноутбук, планшет, домашний компьютер и облачные технологии Интернет как единую систему, где хранятся ваши учебные файлы, планы, дневники и т.д. Ряд приложений в поисковых системах совмещает календари с функцией напоминания о предстоящих событиях. Доступ к информации, которую вы изучаете в данный отрезок времени, должен быть у вас постоянно. Осваивайте сервисы Google: Почта, Диск, Календарь, Документы. Пользуйтесь программами видеокоммуникаций. Организуйте видеоконференции и предметное общение с коллегами в социальных сетях. Договоритесь с преподавателями о возможности обращаться к ним по телефону или в Сети. Все это упрощает и ускоряет доступ к актуальной информации, дает возможность совместной дистанционной работы.

    Способы работы с текстами для более глубокого понимания учебных материалов

    Методика задавания вопросов. Представьте, что вы преподаватель по изучаемому вами предмету. Внимательно прочтите текст и составьте на его основе перечень вопросов к зачету или экзамену. Напишите заголовки к фрагментам текста. Важно, чтобы вопросы были направлены не просто на воспроизведение готового знания («В каком году утонул Фридрих Барбаросса?»), а на их системное понимание («Как изменилась политика европейских государств после гибели императора Фридриха Первого?»). Потренируйтесь в задавании вопросов с товарищами по группе.

    Методика удаления «лишних» слов. Выберите в тексте несколько абзацев и вычеркивайте из них слова, без которых смысл текста не изменяется. Возможно, вам понадобится поменять пунктуацию или падежи, это не беда, поработайте немного редактором. Как только из фрагмента текста будет невозможно изъять больше ни одного слова без потери смысла, считайте, что вы добрались до его сути. Можете записать собственноручно отредактированный текст в конспект и можете считать его частично своим.

    Методика «я эксперт». Договоритесь с кем-нибудь из группы о совместных занятиях по конкретной дисциплине, содержание которой является сложным для понимания или запоминания. Цель занятий – взаимное объяснение содержания учебных текстов. Наиболее выгодный для вас вариант этой методики – выступление на семинаре с докладом: кроме усвоения содержания вы получаете от преподавателя баллы в рейтинг, и он запоминает вас как толкового студента. Некоторые преподаватели ценят в студентах способность задавать вопросы, направленные на углубление понимания. Частые и качественные коммуникации с преподавателем в течение семестра позитивно влияют как на ваши учебные результаты, так и на ваш имидж «эксперта». Понятно, что текст доклада должен быть написан вами самостоятельно, так как шпаргалки хронических неудачников, скопированные из реферат.ру, весьма раздражают всех, кто вынужден вас слушать.

    В идеале, хорошо освоенная позиция «эксперта» позволит вам зарабатывать на консультациях для студентов других специальностей и курсов.

    Методика «поедания слона». Невозможно выучить или запомнить большой объем учебного материала за два дня до экзамена («съесть слона»). Но вам вполне по силам проработать его небольшими частями в течение семестра, применяя вышеописанные способы. Кроме того, помните, что размеры «слона» могут внезапно увеличиться по не зависящим от вас причинам (см. «Методы распределения дел во времени. Матрица Эйзенхауэра»).

    Создание санитарно-гигиенических условий

    Благоприятные условия работы способствуют повышению производительности труда, а неблагоприятные вызывают перенапряжение, переутомление, снижают качество и результативность деятельности, приводят к увеличению затрат. В ваших силах отрегулировать некоторые условия, в которых вы занимаетесь, в частности, физиологические требования и санитарно-гигиенические элементы среды.

    Физиологические требования связаны с нагрузками на организм в процессе выполнения умственной работы, требующей большого внимания и напряжения. Строго необходимы перерывы на 5 минут через каждые 45 минут труда. Во время перерыва не стоит сидеть на том же месте. Дайте себе небольшую двигательную нагрузку. Физическая активность способствует скорому восстановлению работоспособности нервной системы, перегруженной длительной интеллектуальной работой.

    К санитарно-гигиеническим требованиям относятся состояние воздуха в помещении, шум, вибрация, освещенность и т. д. Лучше всего, если свет падает сверху или с левой стороны (в светлом помещении допускается и с правой). Источник освещения не должен находиться в поле зрения. Он должен обеспечивать одинаковую яркость освещения во всем помещении, не давать прямых лучей и бликов. Шум вредно воздействует на любую умственную деятельность. В условиях шума люди быстрее устают, тратят на 20 % больше энергии и более раздражительны, чем в условиях тишины. Высокочастотный и беспорядочный шум сильнее утомляет и раздражает, чем низкочастотный и периодически изменяющийся. Музыка облегчает выполнение простых повторяющихся операций, положительно влияет на общее психологическое состояние людей: снижает утомляемость, повышает настроение, улучшает взаимоотношения. Но при умственном труде, требующем сосредоточенности, музыка влияет отрицательно. Содержание кислорода и температура воздуха существенно влияют на работоспособность. Оптимальной считается температура помещения 18—20 °С. При 25 °С быстрее наступает физическое утомление, при 30 °С ухудшается умственная деятельность, замедляется реакция, появляются ошибки. Понижение температуры также отрицательно сказывается на работоспособности.

    Стимуляция «утечкой ресурсов»

    Мнение, что четырех- или пятилетний срок обучения в вузе является большим периодом и можно успеть сделать/выучить все, в том числе и восстановить пропущенное – это самое большое заблуждение студентов. Время – не возобновляемый ресурс. Понимание этого факта может способствовать росту вашей учебной эффективности. Поэтому:

    1. Возьмите лист бумаги формата А4 и расположите его горизонтально.

    2. Простым карандашом от руки начертите во весь лист таблицу размером 7 столбцов на 4-8 строк, (линейку можно не использовать). Это ваш календарь с условными неделями. В клетках таблицы вы будете делать необходимые вам пометки и записи, почти так же как в дневнике.

    3. Отметьте на календаре клетку, соответствующую сегодняшнему дню. Первая строка таблицы обозначает текущую неделю. Например, если сегодня четверг, напишите дату в четвертой клетке первой строки.

    4. Отметьте на календарной сетке значимое событие, подготовка к которому для вас крайне важна. Для этого запишите в клетке дату и название либо символическое обозначение события. Например, событие будет через две недели. Значит, используем четвертую клетку третьей строки.

    5. Прикрепите лист на стену таким образом, чтобы в вечернее и утреннее время он был у вас перед глазами.

    6. Вечером, в завершение всех дел крестиком зачеркните на листе клеточку с сегодняшней датой и посмотрите на клеточку с датой важного события.

    7. На следующий день делайте все, что хотите, но вечером, в завершение всех дел вычеркните на листе клеточку этого прошедшего дня и посмотрите на клеточку с датой важного события.

    8. Завершайте каждый очередной день вычеркиванием соответствующей ему клеточки.

    9. Думайте и принимайте решения.

    Повышение самооценки и уровня притязаний

    Регулярно ставьте себе учебные задачи, которые немного превосходят ваши имеющиеся возможности. Спортсменам известен этот прием в тренировках, когда физическое развитие происходит только при повышенных нагрузках, преодолеваемых большим волевым усилием. В случае успеха поощрите себя за очередную маленькую победу. Вы способны на большее и доказали это себе и другим.

    Развитие способностей

    Системный характер учебной деятельности позволяет нам предположить, что знания и умения взаимосвязаны и взаимозависимы со способностями. Для овладения знанием необходим определенный уровень способностей. В то же время, формирование способностей обусловлено активностью в получении знаний и умений. Способности есть результат развития субъекта соответствующей деятельности.

    Наиболее критичными с точки зрения эффективности учебной деятельности являются общие способности: интеллект, креативность и способность к обучению. В основе общих способностей лежат восприятие, внимание, память, представления, мышление, воображение, речь, способность к оперированию отвлеченными понятиями. Они обеспечивают:

    1. Избирательное получение информации из окружающей среды, ее запоминание и анализ.

    2. Оперирование полученной информацией, нахождение на ее основе связей и отношений между предметами и явлениями.

    3. Выбор адекватных методов целесообразного преобразования предметов, явлений и связей между ними, а также создание новых методов.

    4. Прогноз событий и последствий своих действий.

    Основные приемы развития общих способностей

    1. Концентрируйте внимание на нужной информации и выделяйте из нее только существенные сведения.

    2. Структурирование информации:

    - разделите большой массив информации на смысловые фрагменты и напишите для них заголовки);

    - добавьте в изучаемый текст смысловые опорные точки: сделайте заголовки фрагментов текста, изложите их краткими тезисами, задайте вопросы к фрагментам, сделайте расшифровку терминов, приведите свои примеры и цифровые данные, используйте цветные маркеры и т.д.;

    - сделайте схематические рисунки с целью наглядности;

    - соотнесите изучаемый текст с уже имеющимися знаниями.

    3. Следуйте принципу «Изучено то, что применено. Если не применено, значит, не изучено». Понимание наступает в результате практического освоения.

    4. Развивайте навык быстрого чтения для быстрого просмотра материала и нахождения в нем существенной информации с ее последующей проработкой.

    5. Пройдите психологические тесты общих способностей, которые можно найти в Интернет Результаты тестирования дадут вам представления о ваших сильных и слабых сторонах и укажут направление развития.

    6. Потренируйте свое слуховое внимание. Закройте глаза и в течение 5 минут постарайтесь услышать все возможные шумы внутри и вне помещения. Определите и запомните причину шумов. По окончании упражнения запишите ваши наблюдения.

    7. Концентрация внимания развивается в парном упражнении «Муха». Выберите партнера-ведущего. Начертите поле 5х5 клеточек. В центр поля поставьте фишку, обозначающую «муху». Играющий закрывает глаза и представляет поле с «мухой» в центре. Ведущий перемещает «муху» по полю на одну клеточку по вертикали или по горизонтали, произнося вслух направление перемещения (вправо, влево, вверх, вниз). Ведущий вправе вывести «муху» за пределы поля. Играющий мысленно следит за перемещением «мухи», не допуская ее выхода за пределы поля. Если играющий поймал ведущего на пересечении границы поля, «муха» возвращается в центр и игра возобновляется. После нескольких ходов ведущий может спросить у играющего, где находится «муха». Точность ответа говорит о степени концентрации внимания. Игра приобретает соревновательный характер, если ведущий и играющий меняются ролями.

    И в заключение…

    1. Пользуясь правилами постановки целей, сформулируйте цель дальнейшего профессионального обучения. Эти правила просты:

    - цель должна быть конкретной и отвечать на вопрос «Что хочу?»

    - цель должна быть измеримой и отвечать на вопрос «Сколько?»

    - цель должна быть действительно вам необходимой (релевантной) и отвечать на вопрос «Зачем это мне? Каким я стану после достижения цели?»

    - цель должна соответствовать вашим способностям и возможностям и отвечать на вопрос «С помощью чего и как я достигну цели?»

    - цель должна иметь чёткий временной период исполнения и отвечать на вопрос «Когда конкретно это случится?»

    2. Запишите получившуюся формулировку цели. Напишите план достижения цели и начните его выполнять.

    Удачи!

    Категория: Статьи | Добавил: Юрий_Мацнев (11.04.2016)
    Просмотров: 1229
    Кафедра ПТиОП ФГО ОмГТУ © 2024
    Авторизация

    Конкурс!
    Конкурс!
    Файлы/Документы
    Расписание преподавателей кафедры, II семестр 2011-2012 учебного года, формат DOC, 547 Кб, два листа А4, открыть   Научные материалы V съезда Общероссийской общественной организации "Российское психологическое общество", 3 тома, Москва, 14-18.02.2012, zip-архив, 4 Мб, открыть

    Тематика выпускных квалификационных работ, группа ИП-517, июнь 2012 г., формат DOC, 54 Кб, один лист А4, открыть   Ефремов Е.Г. Организация и прохождение ознакомительной и производственной практики. Методическое пособие для студентов специальности 030301 "Психология труда и организационная психология" (очная и заочная формы обучения) / Е.Г. Ефремов, Ю.В. Мацнев, Ю.Т. Новиков. - Омск: ОмГТУ, 2008. - 16 c.
    Топ-новости
    Топ-статьи
    Методкабинет
    Ещё опросы

    Какие темы в программе повышения квалификации были бы вам интересны?

    Страница всех опросов
    Для соцсетей
  • ...
  • ...
  • ...
  • Планы по сайту
  • ...
  • ...
  • ...