Омский государственный технический университет  ·  Факультет гуманитарного образования  ·  Бакалавриат 030300.62 Психология
Главная Регистрация Вход
Приветствуем Вас, Гость
Меню сайта
Поиск по сайту
Категории раздела
Интервью [5]
Статьи [20]
Наши опросы
Что, по Вашему мнению, определяет психологический климат в коллективе (не более 2-3)
Всего ответов: 187
Ссылки
  • Сайт ОмГТУ
  • Мы на сайте ОмГТУ
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
     Статьи и публикации
    Главная » Статьи » Профессиональное сообщество » Статьи

    Социальное пространство и время индивида как базис прогноза

    МИЛЬЧАРЕК Тадэуш Петрович, к. фил. н., доцент Омского государственного технического университета (ОмГТУ), заведующий кафедрой "Психология труда и организационная психология"

     

     

    СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ИНДИВИДА КАК БАЗИС ПРОГНОЗА

     

    Размышления о социальном пространстве и времени начинаются с вопросов: где и когда именно мы живем? Направления поиска ответов, как всегда, начинается с предпосылок.

    «Предпосылки, с которых мы начинаем, – не произвольны, они – не догмы; это – действительные предпосылки, от которых можно отвлечься только в воображении. Это – действительные индивиды, их деятельность и материальные условия их жизни, как те, которые они находят уже готовыми, так и те, которые созданы их собственной деятельностью. Таким образом, предпосылки эти можно установить чисто эмпирическим путём». (К. Маркс, Ф. Энгельс. Немецкая идеология).

    Как это ни банально в настоящее время, но вышеуказанный тезис Маркса и Энгельса должен быть подвергнут сомнению, поскольку единственной эмпирической предпосылкой человеческой истории являются индивиды. Это единственный эмпирически верифицируемый объект. Все остальное – теоретический конструкт. Во-первых, следует задать вопрос, какой индивид является действительным, и как соотносятся действительный и живой индивид, о котором Маркс и Энгельс говорят ниже? Как показывает социальная практика, мертвый индивид может также оказывать весьма существенное влияние на общественную жизнь. Из этого можно сделать вывод, что как живые, так и мертвые индивиды могут быть действительными.

    Во-вторых, деятельность - это сложноорганизованный процесс, который еще должен быть определен как таковой. То есть, действие, или акт может быть эмпирически верифицируемым, а вот деятельность – нет. Она может быть определена только опосредованно, через теоретический конструкт. В-третьих, эмпирически действительным может быть предмет, но является ли он материальным условием жизни человека, можно определить также через теоретический конструкт. Следовательно, эмпирический уровень социальной онтологии составляют только люди, их действия и предметы, и более ничего. Все остальное – теоретические построения. Можно только лишь более или менее обоснованно предполагать, как связаны между собой люди, как связаны между собой их действия, как связаны между собой предметы, а также как связаны между собой, люди, действия и предметы. Если действие исходит от человека, мы называем такого человека субъектом, если действия людей имеют взаимосвязь, мы можем назвать это деятельностью, если предметы каким-либо образом влияют на жизнь людей и вовлечены в их действия, мы называем их материальными условиями. Подчеркиваю, называем, то есть, в данном случае, присваиваем определенные значения. Это и называется социальным пространством.

    Таким образом, первично в социальном пространстве существуют люди, действия и предметы. И первостепенное значение имеет именно само их наличие: они либо существуют, либо нет, что верифицируется эмпирически. А все остальное надстраивается условно и оценочно. Поэтому большой вопрос, существует ли в социальном пространстве время? Обычно мы под временем привыкли понимать всякие изменения и, благодаря Эйнштейну, мы не разрываем пространство и время. Но вряд ли продуктивно переносить принципы описания физической реальности на реальность социальную. Отсюда, называть изменения в социальном пространстве временем можно исключительно условно, поскольку само изменение должно быть как-то фиксируемо. Всякие ли изменения мы можем называть временем, тождественно ли оно существованию чего-либо (человека, действия или предмета)?.

    Следует признать, что социальное время – это оценочная позиция. Иными словами, его попросту нет. Существует физическое, биологическое, астрономическое время, но не социальное. Например, период существования человека мы можем называть временем, временем его жизни. Точно так же мы можем называть временем период существования какого-то государства. Но, период существования человека измеряется конкретными величинами – астрономическими. А чем же измеряется период существования государства? Теми же самыми астрономическими величинами. Таким образом, социальное время попросту подменяется физическим. Зайдем с другого конца: астрономическое время квантитативно: есть сутки, часы, минуты, секунды. Допустим, создается некая хронология: древность, средневековье, новое время. Она объявляется социальным временем. Но, каковы же кванты этого времени? Годы, месяцы, дни? А следовательно, сутки, часы, минуты и секунды.

    Таким образом, прошлое, настоящее и будущее – это грамматические категории (как в свое время Павлов говорил о личности), этих категорий нет в некоторых языках. Прошлое, настоящее и будущее – это фреймы нашего сознания, в которых группируются люди, действия и предметы, а также их связи. Прошлое, настоящее и будущее – это оценочные позиции. Поэтому, в одном пространстве существуют сгруппированные человеческим сознанием целостности людей, действий, предметов и их связей, которые называются прошлым, настоящим, или будущим. И если социальное пространство, хотя и весьма условно существует как принцип организации жизни людей, то социальное время существует исключительно как феномен человеческого сознания.

    Следовательно, прогнозировать можно существование людей, действий, предметов, а также их связей, но все, что касается ответа на вопрос когда – относится уже к астрономическому времени и к астрономическому же прогнозу, а не к социальному. Следует дифференцировать социальный и астрономический прогноз. Прогнозировать социальное время становится возможным тогда, когда определение характера, статуса и возможности существования человека, действия, предмета, или связи соотносится с тем или иным фреймом нашего сознания (прошлым, настоящим и будущим), а также в том случае, если как-то задается квант социального времени (например, средневековье делится на какие-нибудь средневековинки). Последнего я еще не встречал.

    Категория: Статьи | Добавил: Юрий_Мацнев (05.02.2014)
    Просмотров: 1303
    Кафедра ПТиОП ФГО ОмГТУ © 2024
    Авторизация

    Конкурс!
    Конкурс!
    Файлы/Документы
    Расписание преподавателей кафедры, II семестр 2011-2012 учебного года, формат DOC, 547 Кб, два листа А4, открыть   Научные материалы V съезда Общероссийской общественной организации "Российское психологическое общество", 3 тома, Москва, 14-18.02.2012, zip-архив, 4 Мб, открыть

    Тематика выпускных квалификационных работ, группа ИП-517, июнь 2012 г., формат DOC, 54 Кб, один лист А4, открыть   Ефремов Е.Г. Организация и прохождение ознакомительной и производственной практики. Методическое пособие для студентов специальности 030301 "Психология труда и организационная психология" (очная и заочная формы обучения) / Е.Г. Ефремов, Ю.В. Мацнев, Ю.Т. Новиков. - Омск: ОмГТУ, 2008. - 16 c.
    Топ-новости
    Топ-статьи
    Методкабинет
    Ещё опросы

    Какие темы в программе повышения квалификации были бы вам интересны?

    Страница всех опросов
    Для соцсетей
  • ...
  • ...
  • ...
  • Планы по сайту
  • ...
  • ...
  • ...