|
Статистика |
|
|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
|
|
|
Статьи и публикации |
|
Угольная пыль или проклятье горных духов
МИЛЬЧАРЕК Тадэуш Петрович, к. филос. н., доцент Омского государственного технического университета (ОмГТУ), заведующий кафедрой "Психология труда и организационная психология"
|
|
УГОЛЬНАЯ ПЫЛЬ ИЛИ ПРОКЛЯТЬЕ ГОРНЫХ ДУХОВ
В передаче «Загадки древности – магия алхимии» было сказано о Парацельсе (Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, 1493 - 1541), который установил причину силикоза: он выяснил, что тяжелое легочное заболевание шахтеров вызвано попадающей в их дыхательные пути угольной пылью, а не проклятьем горных духов. Однако при более детальном рассмотрении, оказывается, что подход Парацельса, как становится ясным из его работ, был гораздо более тонким, сложным и комплексным. Он видел воздействие того или иного лекарственного средства многофункциональным, так как душа и тело образуют единство и недуги, проявляющиеся в теле, имеют причины и в негативном воздействии на душу, которое может быть вызвано в том числе и вмешательством внешнего духа. Поэтому, лекарственный препарат, который подбирает врач, должен оказывать воздействие и на тело и на душу, и на ту внешнюю сущность, которая может являться источником недуга.
Поэтому, слова, прозвучавшие в данной передаче, чрезвычайно ярко, почти кричаще, демонстрируют различия во взглядах на мир представителей традиционного и современного обществ. Это различие вызвано сменой мировоззренческих доминант: религиозно мифологическая доминанта мышления была в середине 20 столетия вытеснена научно-технической. Причиной тому явился научно-технический прогресс. Однако, на мой взгляд, гораздо более глубокими стали причины психологическая и политическая. Психологическая причина заключается в поиске механизмов адаптации общества к жизни в ситуации неопределенности, что вызвало отход науки от метафизики сверхъестественного. Причина политическая заключается в изменении состава и статуса социальной группы, которая выступает носителем специальных знаний, а также является правообладателем интеллектуальной собственности, заказчиком исследований и их исполнителем.
Различия между доминантами удобнее всего представить в виде таблицы.
Религиозно-мифологическая доминанта | Научно-техническая доминанта |
Обретение знания путем постижения, непосредственного усмотрения, откровения. Индивидуализированное уникальное сакральное герменевтическое ценностное знание | Производство знания посредством стандартизированных валидизированных, проверяемых и надежных методик (ограниченного набора общепринятых инструментов, приемов и процедур), универсальное десакрализованное проверяемое воспроизводимое объективное освобожденное знание |
Неэкономное знание, предполагается потенциальная как абсолютная, так и относительная неограниченность ресурсов познания, в том числе и субъектов познавательной деятельности | Экономное знание, утверждается абсолютная и относительная ограниченность ресурсов познания, как и любых других ресурсов |
Количество носителей знания невелико, Носители знания имеют большой общественный, политический и культурный вес, среди них особенно представители церкви, они имеют приоритет | Количество носителей знания резко возрастает (массовое образование), они образуют профессиональное сообщество, их удельный вес в общественной жизни, политике и культуре резко сокращается, происходит партикуляризация носителей знания, их уход на уровень субкультур, представители церкви утрачивают приоритет в политике. Возрастает роль в политике научных менеджеров (технократов) |
Одна из принципиальных задач научно-технического мышления – это элиминация чудесного из сферы бытия человека. Точнее, элиминируется все то чудесное, которое связано со сверхъестественным. И легитимируется понимание чуда как исключительного достижения творческой деятельности человека. Иначе этот процесс может быть определен как десакрализация. Изменяется также уровень представлений о чудесном. Таковым читается достижение человеческого творчества, носящее экстраординарный характер, достижение, которое может быть очень четко по своим параметрам выделено среди других и отграничено от всей массы результатов человеческой деятельности. Таким образом настраивается некое человеческое видение чуда, определяются контуры того явления, которое человек должен увидеть и без труда распознать в реальности. В общем, людей, как правило, ориентируют на то, что чудо – это что-то глобальное и чего не может быть. Последняя характеристика является гносеологической и не вполне корректной с позиции логики, поскольку невозможно, чтобы происходило то, чего быть не может и, следовательно, если что-то случается – значит, оно возможно. В целом, научно-техническая доминанта настраивает определенную апперцепцию и перцепцию чудесного, то есть изменяются не только понятийно-терминологические характеристики, но и параметры восприятия, проще говоря параметры как социального, так и индивидуального человеческого восприятия.
К.С. Льюис, известный английский религиозный философ и знаменитый автор «Хроник Нарнии», понимал под чудом вмешательство в природу сверхъестественных сил. Разумеется, данное определение, содержащееся в работе К.С. Льюиса «Чудо», не укладывается в научно-техническую доминанту нашего современного мышления.
Самой яркой эпохой, в которую чудо являлось не просто научной категорией, а важнейшим явлением социальной жизни была эпоха Средневековья. Детальный анализ понимания чуда в эпоху Средневековья содержится в работах выдающегося французского медиевиста, представителя школы «Анналов», Жака Ле Гоффа «Средневековый мир воображаемого» и «Герои и чудеса Средних веков». Согласно Ле Гоффу, чудо может быть понято как божественное деяние, бросающее вызов законам природы, а также, как удивительное и непонятное, но не выходящее за пределы природного мироустройства.
Поэтому, я полагаю, что для тех, кому вышеуказанный тезис К.С. Льюиса не по душе, чудо может быть в онтологическом плане определено совершенно по-светски с использованием давно известных категорий диалектики как совпадение желаемого и действительного, или превращение желаемого в действительное.Обоснование этому весьма простое: наши желания неограничены, а действительность содержит ограничения по своей сущности и накладывает некоторые ограничения на наши желания. Поэтому, если в гносеологическом плане чудом признается нечто необычайное и удивительное, то, что идет вразрез с общим правилом и нарушает привычную картину мира, в таком случае превращение желаемого в действительное, победа бесконечного над конечным с полным правом может быть признана чудом. С этой позиции, чудес вокруг нас происходит очень много. Однако мы не хотим их видеть, потому что не настроены соответствующая перцепция и апперцепция.
Сознание политически ориентировано на поиск причинно-следственных связей в природном или социальном мире. Оба этих мира могут быть объединены понятием «естественное», поскольку культуру называют «второй природой». Все выявленные связи в сфере естественного, поддаются гносеологическим процедурам: анализу, учету, классификации, прогнозированию. Все, что относится к сфере сверхъестественного, сосредотачивается в мистическом опыте человека. Обратим внимание на жрецов, шаманов и магов в архаических племенах. Если судить по данным современной антропологии, жрец, шаман или маг – это явление вполне естественное для соплеменников, поскольку разграничения естественного и сверхъестественного в архаических обществах практически не существует. Поскольку согласно мифологическим представлениям душа и тело разграничены также весьма условно, то в случае, например, какого-либо заболевания, лечение должно быть, так сказать, комплексным. Оно предполагает, в частности, помимо воздействия на тело, еще и воздействие на некую сущность, которая и есть истинная причина нездоровья. И здесь как нельзя лучше подходит понятие метафизика. То есть у всякого заболевания есть физика и метафизика. В современном научно-техническом мышлении метафизика – это психология. Именно поэтому и появляется термин психосоматика. Однако для лекаря 15 столетия это означало нечто иное. Воздействие злого духа можно было прекратить с помощью различных приемов и в том числе, посредством определенных химических веществ, которые одновременно оказывают благотворное действие на тело. Современная медицина оставляет только последнюю сторону. И дело не в том, хорошо это или плохо, а в том, почему так произошло?
В действительности, современная медицина развивается чрезвычайно динамично и совершает чудеса. Однако, даже при этом, ее возможности ограничены, поскольку человеческий организм – очень хрупкая вещь. Поэтому, я полагаю, постепенный отход медицины от метафизики сверхъестественного обусловлен опять-таки психологическими причинами. Осуществляя лечение, врач, как и пациент, должен быть совершенно уверен, что он делает все от него зависящее и все, что он может. Этой уверенности нет у шамана, мага или жреца. С принятием метафизики сверхъестественного ситуация становится неопределенной и непредсказуемой. Для современного человека это невыносимо. Поэтому, понятно, что делать с угольной пылью, но до сих пор малопонятно, как быть с проклятьем горных духов.
Неудивительно, что в этой ситуации, мы, как в древние времена, так и сейчас, в век неистового научно-технического прогресса, не можем обходиться без заклинаний, мантр и молитв. Количество обращений людей к служителям культа, шаманам, целителям, знахарям, экстрасенсам, гадалкам, астрологам, колдунам, медиумам, магам и пр. и в настоящее время сопоставимо с количеством обращений к работникам медицины, психологических, социальных служб и правоохранительных органов. Церкви являются не менее посещаемыми местами, чем госучреждения, поликлиники, психологические консультации и школы.
В целом, следует заключить, что, не смотря на то, что произошедшая в середине 20 столетия смена мировоззренческих доминант – это процесс очевидный, религиозно-мифологическая доминанта не может быть полностью элиминирована из сознания современного человека в силу того, что она составляет его фундамент, на который накладывается доминанта научно-техническая. Для образной демонстрации их отношений подходят пары понятий базис – надстройка, или же id – ego.
|
Категория: Статьи | Добавил: Юрий_Мацнев (27.01.2015)
|
Просмотров: 958
|
|
|
Кафедра ПТиОП ФГО ОмГТУ © 2024 |
|
|
|