Омский государственный технический университет  ·  Факультет гуманитарного образования  ·  Бакалавриат 030300.62 Психология
Главная Регистрация Вход
Приветствуем Вас, Гость
Меню сайта
Поиск по сайту
Категории раздела
Интервью [5]
Статьи [20]
Наши опросы
Что, по Вашему мнению, определяет психологический климат в коллективе (не более 2-3)
Всего ответов: 187
Ссылки
  • Сайт ОмГТУ
  • Мы на сайте ОмГТУ
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
     Статьи и публикации
    Главная » Статьи » Профессиональное сообщество » Статьи

    Угольная пыль или проклятье горных духов

    МИЛЬЧАРЕК Тадэуш Петрович, к. филос. н., доцент Омского государственного технического университета (ОмГТУ), заведующий кафедрой "Психология труда и организационная психология"

     

     

    УГОЛЬНАЯ ПЫЛЬ ИЛИ ПРОКЛЯТЬЕ ГОРНЫХ ДУХОВ

     

    В передаче «Загадки древности – магия алхимии» было сказано о Парацельсе (Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, 1493 - 1541), который установил причину силикоза: он выяснил, что тяжелое легочное заболевание шахтеров вызвано попадающей в их дыхательные пути угольной пылью, а не проклятьем горных духов. Однако при более детальном рассмотрении, оказывается, что подход Парацельса, как становится ясным из его работ, был гораздо более тонким, сложным и комплексным. Он видел воздействие того или иного лекарственного средства многофункциональным, так как душа и тело образуют единство и недуги, проявляющиеся в теле, имеют причины и в негативном воздействии на душу, которое может быть вызвано в том числе и вмешательством внешнего духа. Поэтому, лекарственный препарат, который подбирает врач, должен оказывать воздействие и на тело и на душу, и на ту внешнюю сущность, которая может являться источником недуга.

    Поэтому, слова, прозвучавшие в данной передаче, чрезвычайно ярко, почти кричаще, демонстрируют различия во взглядах на мир представителей традиционного и современного обществ. Это различие вызвано сменой мировоззренческих доминант: религиозно мифологическая доминанта мышления была в середине 20 столетия вытеснена научно-технической. Причиной тому явился научно-технический прогресс. Однако, на мой взгляд, гораздо более глубокими стали причины психологическая и политическая. Психологическая причина заключается в поиске механизмов адаптации общества к жизни в ситуации неопределенности, что вызвало отход науки от метафизики сверхъестественного. Причина политическая заключается в изменении состава и статуса социальной группы, которая выступает носителем специальных знаний, а также является правообладателем интеллектуальной собственности, заказчиком исследований и их исполнителем.

    Различия между доминантами удобнее всего представить в виде таблицы.

    Религиозно-мифологическая доминанта Научно-техническая доминанта
    Обретение знания путем постижения, непосредственного усмотрения, откровения. Индивидуализированное уникальное сакральное герменевтическое ценностное знаниеПроизводство знания посредством стандартизированных валидизированных, проверяемых и надежных методик (ограниченного набора общепринятых инструментов, приемов и процедур), универсальное десакрализованное проверяемое воспроизводимое объективное освобожденное знание
    Неэкономное знание, предполагается потенциальная как абсолютная, так и относительная неограниченность ресурсов познания, в том числе и субъектов познавательной деятельностиЭкономное знание, утверждается абсолютная и относительная ограниченность ресурсов познания, как и любых других ресурсов
    Количество носителей знания невелико, Носители знания имеют большой общественный, политический и культурный вес, среди них особенно представители церкви, они имеют приоритетКоличество носителей знания резко возрастает (массовое образование), они образуют профессиональное сообщество, их удельный вес в общественной жизни, политике и культуре резко сокращается, происходит партикуляризация носителей знания, их уход на уровень субкультур, представители церкви утрачивают приоритет в политике. Возрастает роль в политике научных менеджеров (технократов)

    Одна из принципиальных задач научно-технического мышления – это элиминация чудесного из сферы бытия человека. Точнее, элиминируется все то чудесное, которое связано со сверхъестественным. И легитимируется понимание чуда как исключительного достижения творческой деятельности человека. Иначе этот процесс может быть определен как десакрализация. Изменяется также уровень представлений о чудесном. Таковым читается достижение человеческого творчества, носящее экстраординарный характер, достижение, которое может быть очень четко по своим параметрам выделено среди других и отграничено от всей массы результатов человеческой деятельности. Таким образом настраивается некое человеческое видение чуда, определяются контуры того явления, которое человек должен увидеть и без труда распознать в реальности. В общем, людей, как правило, ориентируют на то, что чудо – это что-то глобальное и чего не может быть. Последняя характеристика является гносеологической и не вполне корректной с позиции логики, поскольку невозможно, чтобы происходило то, чего быть не может и, следовательно, если что-то случается – значит, оно возможно. В целом, научно-техническая доминанта настраивает определенную апперцепцию и перцепцию чудесного, то есть изменяются не только понятийно-терминологические характеристики, но и параметры восприятия, проще говоря параметры как социального, так и индивидуального человеческого восприятия.

    К.С. Льюис, известный английский религиозный философ и знаменитый автор «Хроник Нарнии», понимал под чудом вмешательство в природу сверхъестественных сил. Разумеется, данное определение, содержащееся в работе К.С. Льюиса «Чудо», не укладывается в научно-техническую доминанту нашего современного мышления.

    Самой яркой эпохой, в которую чудо являлось не просто научной категорией, а важнейшим явлением социальной жизни была эпоха Средневековья. Детальный анализ понимания чуда в эпоху Средневековья содержится в работах выдающегося французского медиевиста, представителя школы «Анналов», Жака Ле Гоффа «Средневековый мир воображаемого» и «Герои и чудеса Средних веков». Согласно Ле Гоффу, чудо может быть понято как божественное деяние, бросающее вызов законам природы, а также, как удивительное и непонятное, но не выходящее за пределы природного мироустройства.

    Поэтому, я полагаю, что для тех, кому вышеуказанный тезис К.С. Льюиса не по душе, чудо может быть в онтологическом плане определено совершенно по-светски с использованием давно известных категорий диалектики как совпадение желаемого и действительного, или превращение желаемого в действительное.Обоснование этому весьма простое: наши желания неограничены, а действительность содержит ограничения по своей сущности и накладывает некоторые ограничения на наши желания. Поэтому, если в гносеологическом плане чудом признается нечто необычайное и удивительное, то, что идет вразрез с общим правилом и нарушает привычную картину мира, в таком случае превращение желаемого в действительное, победа бесконечного над конечным с полным правом может быть признана чудом. С этой позиции, чудес вокруг нас происходит очень много. Однако мы не хотим их видеть, потому что не настроены соответствующая перцепция и апперцепция.

    Сознание политически ориентировано на поиск причинно-следственных связей в природном или социальном мире. Оба этих мира могут быть объединены понятием «естественное», поскольку культуру называют «второй природой». Все выявленные связи в сфере естественного, поддаются гносеологическим процедурам: анализу, учету, классификации, прогнозированию. Все, что относится к сфере сверхъестественного, сосредотачивается в мистическом опыте человека. Обратим внимание на жрецов, шаманов и магов в архаических племенах. Если судить по данным современной антропологии, жрец, шаман или маг – это явление вполне естественное для соплеменников, поскольку разграничения естественного и сверхъестественного в архаических обществах практически не существует. Поскольку согласно мифологическим представлениям душа и тело разграничены также весьма условно, то в случае, например, какого-либо заболевания, лечение должно быть, так сказать, комплексным. Оно предполагает, в частности, помимо воздействия на тело, еще и воздействие на некую сущность, которая и есть истинная причина нездоровья. И здесь как нельзя лучше подходит понятие метафизика. То есть у всякого заболевания есть физика и метафизика. В современном научно-техническом мышлении метафизика – это психология. Именно поэтому и появляется термин психосоматика. Однако для лекаря 15 столетия это означало нечто иное. Воздействие злого духа можно было прекратить с помощью различных приемов и в том числе, посредством определенных химических веществ, которые одновременно оказывают благотворное действие на тело. Современная медицина оставляет только последнюю сторону. И дело не в том, хорошо это или плохо, а в том, почему так произошло?

    В действительности, современная медицина развивается чрезвычайно динамично и совершает чудеса. Однако, даже при этом, ее возможности ограничены, поскольку человеческий организм – очень хрупкая вещь. Поэтому, я полагаю, постепенный отход медицины от метафизики сверхъестественного обусловлен опять-таки психологическими причинами. Осуществляя лечение, врач, как и пациент, должен быть совершенно уверен, что он делает все от него зависящее и все, что он может. Этой уверенности нет у шамана, мага или жреца. С принятием метафизики сверхъестественного ситуация становится неопределенной и непредсказуемой. Для современного человека это невыносимо. Поэтому, понятно, что делать с угольной пылью, но до сих пор малопонятно, как быть с проклятьем горных духов.

    Неудивительно, что в этой ситуации, мы, как в древние времена, так и сейчас, в век неистового научно-технического прогресса, не можем обходиться без заклинаний, мантр и молитв. Количество обращений людей к служителям культа, шаманам, целителям, знахарям, экстрасенсам, гадалкам, астрологам, колдунам, медиумам, магам и пр. и в настоящее время сопоставимо с количеством обращений к работникам медицины, психологических, социальных служб и правоохранительных органов. Церкви являются не менее посещаемыми местами, чем госучреждения, поликлиники, психологические консультации и школы.

    В целом, следует заключить, что, не смотря на то, что произошедшая в середине 20 столетия смена мировоззренческих доминант – это процесс очевидный, религиозно-мифологическая доминанта не может быть полностью элиминирована из сознания современного человека в силу того, что она составляет его фундамент, на который накладывается доминанта научно-техническая. Для образной демонстрации их отношений подходят пары понятий базис – надстройка, или же id – ego.

    Категория: Статьи | Добавил: Юрий_Мацнев (27.01.2015)
    Просмотров: 958
    Кафедра ПТиОП ФГО ОмГТУ © 2024
    Авторизация

    Конкурс!
    Конкурс!
    Файлы/Документы
    Расписание преподавателей кафедры, II семестр 2011-2012 учебного года, формат DOC, 547 Кб, два листа А4, открыть   Научные материалы V съезда Общероссийской общественной организации "Российское психологическое общество", 3 тома, Москва, 14-18.02.2012, zip-архив, 4 Мб, открыть

    Тематика выпускных квалификационных работ, группа ИП-517, июнь 2012 г., формат DOC, 54 Кб, один лист А4, открыть   Ефремов Е.Г. Организация и прохождение ознакомительной и производственной практики. Методическое пособие для студентов специальности 030301 "Психология труда и организационная психология" (очная и заочная формы обучения) / Е.Г. Ефремов, Ю.В. Мацнев, Ю.Т. Новиков. - Омск: ОмГТУ, 2008. - 16 c.
    Топ-новости
    Топ-статьи
    Методкабинет
    Ещё опросы

    Какие темы в программе повышения квалификации были бы вам интересны?

    Страница всех опросов
    Для соцсетей
  • ...
  • ...
  • ...
  • Планы по сайту
  • ...
  • ...
  • ...